СМЫСЛОГРАФИКА
обучение как приключение
ВИЗИРЬ
Close
Доступ к конструктору презентаций vizier.me
СМЫСЛОГРАФИКА
обучение как приключение
Как, не бойкотируя современные гаджеты, развить в ребёнке системное мышление вместе с мышлением креативным?
Алёша Ермолин
архитектор смыслов, эксперт издательства "Просвещение" и преподаватель "Российского Движения Школьников" по вопросам дизайна информации (инфографики), автор учебника для подростков "Основы инфографики" и методики осмысленного обучения "Смыслографика" navighator.ru
В эпоху цифровизации ведущие эксперты в области нейро-психологии бьют в набат: наши дети рискуют заболеть "цифровым аутизмом". Как предотвратить нависшую угрозу, не отказываясь от современных гаджетов полностью?

Ответ на поставленный вопрос банален, но не так очевиден, как кажется: научить создавать ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Именно процесс создания презентации задействует в ребёнке условно оба полушария головного мозга: развивает аналитические навыки формулирования текста речи, а также творческие навыки визуализации и публичного выступления. Более того, это одна из самых востребованных форм информационно-коммуникационных технологий, которая нужна повсеместно:

в школе → для выступлений с докладами на уроках
в вузе → для участия в научных конференциях и конкурсах
в работе → для деловых переговоров и продвижения товаров и услуг

Кстати, родители школьников зачастую сталкиваются с непростой ситуацией: учитель даёт ребёнку заведомо нерешаемое задание: сделать презентацию, не объяснив ему как.
В результате задание ложится на плечи мамы или папы. С одной стороны, они прекрасно понимают, что создать презентацию за ребёнка - это "медвежья услуга". С другой стороны, если не они, то кто?

Следом всплывает второй не менее важный вопрос: знают ли родители, тем более учителя, о презентации что-то больше, чем магическое "пауэр поинт" ?

Открою тайну: прежде чем воспользоваться конструкторами слайдов "power point" или "keynote" нужно написать текст сценария в форме увлекательной истории. Потом, на основе текста, нарисовать раскадровку будущей презентации. А это уже мета-предметные навыки, для которых недостаточно уметь нажимать на кнопки компьютерной программы.

Почему текст? Потому что презентационный подход предполагает наличие выступающего, где слайды дополняют его речь во время публичного доклада, деловой встречи или корпоративного обучения. Именно поэтому сначала нужно научиться создавать увлекательную историю в виде текста и только потом браться за её визуализацию.

Почему раскадровка? Потому что попытка с ходу начать делать каждый слайд в "power point" или "keynote" обречена на трату драгоценного времени ребёнка. Сперва ему следует получить представление о каждом слайде в виде наглядных эскизов, нарисованных от руки на листе бумаги или при помощи графического планшета на компьютере.
Представляете, чтобы создать презентацию нужно следовать чёткому алгоритму, который состоит из трёх последовательных этапов:

1. написать текст
2. нарисовать раскадровку
3. визуализировать текст и раскадровку в виде слайдов презентации

Мой опыт показывает, что пройти путь от идеи до презентации сможет каждый, начиная с 10-летнего возраста. Для этого нужно овладеть универсальной компетенцией, которая именуется Архитектор Смыслов.
Архитектор Смыслов, как Шеф-Повар, который умеет придумывать новые рецепты-смыслы и умело пользуется кухонными приборами-смыслографикой для приготовления вкусных блюд-презентаций.

Я уверен, что в современном digital-мире нашим детям жизненно важно обладать компетенциями Архитектора Смыслов. Ведь умение формулировать свои идеи в виде увлекательной истории и визуализировать её с помощью инфографики является очевидным конкурентным превосходством в любой профессиональной сфере.

Однако, такую компетенцию нужно регулярно тренировать и школа является лучшим местом для этого. Начинать я рекомендую с 5-ого класса, чтобы к 9 классу ребёнок уже умел справляться с лавиной школьных знаний.

Вот комплекс из 9 смыслографических умений Архитектора Смыслов:

1. понимать непонятное
2. пополнять словарный запас
3. формулировать смыслы в виде увлекательного текста
4. визуализировать текст с помощью инфографики
5. конспектировать новую информацию
6. оценивать свою точку зрения объективно
7. создавать новые смыслы в команде, с учётом разных точек зрения
8. выступать публично с презентацией
9. организовывать процесс обучения
Скажу больше: современная школа остро нуждается в новом предмете на стыке ИЗО и Информатики, который именуется СМЫСЛОГРАФИКА.

Появление этого предмета существенно повысит эффективность обучения и наладит взаимопонимание между старшим и молодым поколениями. Тем более что в основе предлагаемого предмета лежит не абстрактная идея, а конкретная методика осмысленного обучения "Архитектоника Смыслов".

Методика описана в учебнике для подростков "Основы инфографики" (рекомендован Министерством Просвещения РФ) в форме увлекательного приключения, которое уже совершили свыше 1 тыс. школьников со всей России.

О том, как научить своего ребёнка понимать непонятное и создавать впечатляющие презентации читайте в следующих статьях:

  • как понять непонятное с помощью алгоритма "Понимашка"
  • что такое инфографика и как она пригодится ребёнку в школе
  • как создать увлекательный текст с помощью конструктора смыслов
  • как создать слайды презентации с помощью конструктора графики
СМЫCЛОГРАФИКА
свежие статьи о новой школе мышления АРХИТЕКТОРЫ СМЫСЛОВ
КАК ДОНЕСТИ ИДЕИ ДО МОЛОДЁЖИ
НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ
БИЗНЕС-АРТЕФАКТ
СМЫCЛОГРАФИКА
свежие статьи о новой
школе мышления
КАК ДОНЕСТИ ИДЕИ ДО МОЛОДЁЖИ
НОВЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ
БИЗНЕС-АРТЕФАКТ
Алёша Ермолин
архитектор смыслов
Учитель-просветитель года общероссийской просветительской премии Российского общества «Знание»

Педагог-новатор дополнительного образования, дипломированный преподаватель основ инфографики, основоположник методологии преемственности поколений «НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА»

Эксперт полномочного представительства Президента Российской Федерации на Дальнем Востоке и Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей (рабочая группа по информационной безопасности детей и подростков)

Автор учебника «Искусство. Основы инфографики» (внесён Министерством просвещения РФ в федеральный перечень учебников)

Изобретатель конструктора презентаций «ВИЗИРЬ» (внесён Министерством цифровизации РФ в реестр импортозамещающего ПО), онлайн-платформы для формулирования и визуализации смыслов смотреть →

Председатель Союза профессиональных архитекторов смыслов «АСГАРД" смотреть →

Владелец
центра концептуальной инфографики «РЕЦЕПТОР» среди клиентов которого: Мегафон, Евросеть, Сбербанк и многие др.

Попечитель благотворительного фонда «АДЕЛИ»
Алёша Ермолин
архитектор смыслов
Учитель-просветитель года общероссийской просветительской премии Российского общества «Знание»

Педагог-новатор дополнительного образования, дипломированный преподаватель основ инфографики, основоположник методологии преемственности поколений «НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА»

Эксперт полномочного представительства Президента Российской Федерации на Дальнем Востоке и Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей (рабочая группа по информационной безопасности детей и подростков)

Автор учебника «Искусство. Основы инфографики» (внесён Министерством просвещения РФ в федеральный перечень учебников)

Изобретатель конструктора презентаций «ВИЗИРЬ» (внесён Министерством цифровизации РФ в реестр импортозамещающего ПО), онлайн-платформы для формулирования и визуализации смыслов смотреть →

Председатель Союза профессиональных архитекторов смыслов «АСГАРД» смотреть →

Владелец
центра концептуальной инфографики «РЕЦЕПТОР» среди клиентов которого: Мегафон, Евросеть, Сбербанк и многие др.

Попечитель благотворительного фонда «АДЕЛИ»
"Мышление в стиле смыслографики"
открытая лекция
для школьников и студентов